Как потерять работу и стать… стримером
Men’s Health связался с одним из ведущих российских стримеров, чтобы узнать о его заработке, превосходстве сервиса Twitch над другими платформами, способах привлечения аудитории на свой канал и многом другом из мира стриминга.
Игровые стримы — новое увлечение молодежи XXI века. «Что ж тут может быть интересного? — спросишь ты. — Зритель же просто смотрит, как кто-то успешно играет в компьютерную игру!»
Но тут не все так просто. Многие стримеры завораживают зрителя своим чувством юмора, манерой общения, откровенными историями, а не своей игрой (далеко не все стримеры — киберспортсмены, они могут играть ничем не лучше тебя самого). Это отдаленный от тебя экраном монитора друг, который может поздороваться с тобой, ответить на интересующий тебя вопрос, — в общем, сделать то, чего не сможет ни один телевизионный ведущий. Простота в общении и подкупает зрителя. Он даже готов кинуть на счет стримера денежку, чтобы поблагодарить его и засветить свое сообщение на экране перед всеми зрителями.
Одним из преуспевающих стримеров является Богдан Вавилов, ведущий свои трансляции на сервисе Twitch под ником Lasqa (Ласка). Богдан имеет преданную армию подписчиков, благодаря которой он в 2017 году стал «Стримером года», героем ряда культовых стримерских ивентов, а в скором времени станет еще и героем компьютерной игры, которую разрабатывает один из его фанатов. Мы записали подробный рассказ Ласки об одном из самых интересных современных направлений онлайн-деятельности.
Twitch и его отличия от других платформ
Twitch — видеостриминговый сервис, специализирующийся на тематике компьютерных игр. Этот сервис считается наиболее комфортным для геймерского сообщества: тут более красочный интерфейс, удобная система платных подписок, а у стримеров есть возможность загружать уникальные смайлы для своих подписчиков и делать для них специальные значки, которые отображаются в чате рядом с ником пользователя. Но самый главный плюс — на Twitch очень много популярных СНГ-шных стримеров, и когда кто-то из них заканчивает свой стрим, то часть его аудитории разбегается по другим каналам. Некоторые из них могут перейти и на твой. Это помогает многим стримерам обрести новых зрителей, а возможность хоста (возможность поделиться трансляцией со своими зрителями. — Прим. МН) — поделиться своей аудиторией с другим человеком.
Что касается YouTube, то он слишком поздно создал стриминговый сервис, поэтому туда никто из прижившихся на Twitch стримеров и не перешел. К тому же контракт с Twitch запрещает стримить на этой площадке — риск потерять своих платных подписчиков перебивает всякое желание попробовать завести стрим на YouTube. Из-за этого YouTube пролетел с игровой тематикой, но уверенно забрал себе нишу IRL-стримов (In real life — стрим реальной жизни. — Прим. МН), которая также пользуется популярностью среди зрителей. Twitch в плане IRL тоже хорош, но правила у него гораздо строже — больше рисков быть забаненным.
Есть еще российский сервис GoodGame. Он неплохой, но там русскоязычной аудитории раз в 10–20 меньше, чем на Twitch. Хорошо подходит как запасная площадка для людей со сформировавшейся аудиторией — там можно проводить стримы с просмотром роликов из YouTube без опаски быть забаненным за сомнительный контент, а также проводить стримы в случае бана на Twitch (ниже будет пункт, посвященный тому, за что можно быть забаненным на Twitch. — Прим. МН). К слову, Twitch не запрещает проводить стримы на этой площадке — для них это вообще не конкурент.
Начало стримерского пути
Начнем с того, что, до того как стать стримером, я сам смотрел стримы на Twitch, а потом решил: «Почему бы самому не заводить стримы, когда вечером прихожу после работы? Все равно же вечерами сидишь и играешь в комп?!» Так я начал по вечерам заводить стримы, которые никто не смотрел, но хоть иногда меня кто-то фолловил (бесплатная подписка на Twitch. — Прим. МН). Таким образом каждый день накапливалось по 5–10 новых фолловеров, а зрителей набирал по 10–15 человек. Сидишь вечерами и общаешься с этими людьми, которые регулярно к тебе зачем-то приходят и смотрят твой канал. Вот и все… А сам ты смотришь на успешных стримеров и даже не мечтаешь достигнуть того же количества зрителей у себя на канале. Считаешь, что 100+ зрителей — это что-то нереальное. Это же так забавно, что в стране находится 100 человек, которые одновременно включают комп, чтобы посмотреть, во что ты играешь. Сначала ничего не получалось, а потом дело пошло.
Путь к славе
Впервые я попробовал заводить стримы в конце 2015 года, но регулярно стал это делать лишь летом 2016-го. И так все лето 2016 года я каждый день после работы — работал тогда юристом за 25 000 рублей — стримил на 10–15 человек. Приближался сентябрь месяц, а это значило, что скоро должна была выйти игра Ильи Мэддисона The Underground Man, которую я очень хотел постримить прямо в момент релиза. Просто у меня летом был один эпизод: я начал играть в свежую игру Punch Club, и ко мне на стрим сразу больше сотни человек привалило. Я подумал, что стримить новинки инди-игр (компьютерная игра, созданная небольшим коллективом без финансовой поддержки издателя компьютерных игр. — Прим. МН) от российских разработчиков — это отличный ход, который привлекает зрителей. В вечер, когда я играл в Punch Club, меня зафолловило человек 50, а смотрело 100–150 человек. Конечно, на следующий день столько людей ко мне на стрим не пришло: видимо, всех интересовала только эта игра или меня кто-то захостил (поделился трансляцией со своими пользователями. — Прим. МН), например сам разработчик.
В общем, 1 сентября выходит The Underground Man — новая инди-игра, тем более от Мэддисона, которого я постоянно смотрю. Накануне выхода игры я протусил со своей девушкой всю ночь, в итоге проспал момент релиза — проснулся только к обеду (на работу не надо было идти, так как я уже уволился), а игра была уже часа полтора как в продаже… А я-то хотел запустить ее одним из первых, чтобы быть на волне хайпа! Любой крупный стример сейчас так делает — выходит новая игра, и он ее сразу же запускает, тем самым собирая массу зрителей. У меня тогда их не было, и это был мой шанс, чтобы их обрести, но я его проспал. В итоге я особо не стал торопиться с запуском — момент хайпа упущен, поэтому я не спеша переделал все свои дела, а часа в 3 подрубил стрим… Ни на что уже не рассчитывал, так как зрители разошлись по другим каналам, и начал просто проходить игру. Но как-то так вышло, что в ней я дальше всех прошел, и Илья, который бегал по стримам, проверяя на баги свою игру, зашел ко мне и зафолловился. У меня чуть мышка из рук от шока в этот момент не выпала! На меня подписался человек, за чьим творчеством я давно слежу! С ним вместе набежал еще народ — в тот день меня смотрело 300–400 человек.
После этого пик зрителей вернулся в прежнее русло, а я, пройдя The Underground Man за один день, продолжил играть с Сегалом (друг Богдана, тоже стример. — Прим. МН) в Football Manager. А Мэддисон обожал эту игру! Он насмотрелся на то, как мы играем, и захотел присоединиться к нам — сначала без скайпа. Поиграл немножко, а потом захотел и в скайп к нам залететь. Есть такая тенденция, что если крупный стример заходит к тебе на стрим (а Илья тогда был № 1 в русском сегменте Twitch), то вместе с ним приходит и народ, чтобы послушать его. Для меня начался карнавал фолловов, но не сказал бы, что и после этого стрима моя аудитория сильно увеличилась.
Успех пришел в ноябре, когда Мэддисон позвал меня на участие в марафоне на GoodGame. Суть марафона заключалось в том, что стримеры соревновались за денежный приз, победителя которого определяла балловая система (донаты, подписки, просмотры — кто был суммарно успешен в этих компонентах, тот и выигрывал). По задумке Ильи, он должен был занять 1-е место и взять 300 000 рублей призовых, а я в команде с Сегалом и Томатом (еще один стример), и еще одна команда знакомых Мэддисона разыграли бы 2-е и 3-е места при информационной поддержке Ильи — за второе место платили 150 000 рублей. По идее мы должны были претендовать на 3-е место, так как были еще ноунеймы, но в итоге заняли второе, обогнав на самом флажке популярного стримера с GoodGame. Другая команда Ильи стала четвертой. Вернувшись в декабре после GoodGame на свои отдельные Twitch-каналы, мы увидели мощный рост аудитории — меня стало смотреть по 200 человек и выше.
КАК СТРИМЕР МОЖЕТ ПРИВЛЕЧЬ К СЕБЕ АУДИТОРИЮ
- Быть киберспортсменом — мастерски играть в одну из игр и выступать на всевозможных турнирах по ней. Фанаты игр хорошо знают киберспортсменов и постоянно смотрят их стримы.
- Быть другом популярного стримера — если ты часто появляешься на эфирах у крупного стримера, то часть его аудитории станет смотреть и тебя.
- Вкладывать деньги в свою раскрутку — покупай у популярных стримеров хосты, рекламу в пабликах и так далее. У кого много денег, тот найдет способ их грамотно вложить и обрести своего зрителя.
- Иметь новаторский подход — стримить все новинки, выставки, ивенты и не привязываться к одному формату.
Потом, в апреле 2017 года, случился первый в моей жизни «Стримфест» (тогда мои стримы смотрело по 300–400 человек) – это московский ивент, на котором собираются видные стримеры. Странное место, где стримеров узнают и подходят к ним, как к звездам каким-то. Забавное ощущение, ведь стримеров на улицах особо не узнают: меня сейчас в прямом эфире по 2000–3000 смотрят — на улице всего раз в месяц могут узнать, а на «Стримфесте» — ты прям кинозвезда. После этого ты выходишь из «Стримфеста», и тебя опять никто не узнает. На этом «Стримфесте» мне удалось случайно хайпануть и опять увеличить свою аудиторию: все из-за того, что мои зрители стали писать абсолютно всем стримерам и заставляли их искать «Ласку». Народ бегал и искал по центру «Ласку», а я просто сидел на первом этаже и пил пиво вместе с Сегалом. В итоге моя аудитория увеличилась более чем в 2 раза, и меня стало смотреть по 800–900 человек.
Вскоре мы с Сегалом стали участниками одного достаточно культового мероприятия – третьей «Стримхаты». Это мероприятие устраивает Мэддисон и компания его друзей — Faker, Guitman, Cake. Собираются все видные стримеры в одном месте, и запускается недельный стрим-ивент. Раньше я смотрел эту «Стримхату» и даже подумать не мог, что окажусь среди ее участников, — даже не мечтал об этом. К слову, эта «Стримхата» зрителям не очень понравилась, потому что все говорили, что мы с Сегалом — ленивые ублюдки, но несмотря на это, количество зрителей возросло до 1200 и более. Потом была еще одна «Стримхата», какие-то микроивенты — вот так я дорос до той аудитории, которую имею сейчас.
Как зарабатывать на стримах
На Twitch есть партнерская программа, которая и позволяет стримерам зарабатывать на своих стримах деньги. Раньше, чтобы ее получить, надо было постоянно иметь на своих стримах по 200–300 человек, но сейчас ее стало получить значительно проще.
Что касается денег, то их можно делать:
- на внутренней рекламе Twitch. Ты можешь ее сам запускать для зрителей, когда этого захочешь, а можешь ничего не делать, и она сама будет проигрываться для только что подключившихся неподписанных пользователей. На самом деле денег на рекламе не очень много зарабатываешь — у меня получается $200–300, но я никогда сам ее не проигрываю. Смысл, если у большинства стоит Adblock, который ее скипает. Могу сказать, что под Новый год цена рекламного показа резко возрастает, — Twitch даже сам присылает сообщение с напоминанием, что цена на рекламу в два-три раза возросла и почему бы вам самим не пускать рекламу каждый час. Где-то неделю это длится, и заработок с этого реально получается неплохой.
- Сообщения Cheer — внутритвичовский донат. Не так популярен и не очень много приносит денег, так как в данном случае сообщение просто высвечивается на экране (и то не у каждого стримера, у некоторых стримеров сообщение просто особыми смайлами выделяется в чате) и не сопровождается озвучкой робота.
- Донаты пользователей — это нестабильный доход, на который лучше не надеяться. Ты можешь получить как 0 рублей за месяц, так и миллион за один стрим. Клянчить донаты у зрителей — дело неблагодарное, да и ненужное. Об этом я расскажу отдельно чуть ниже.
- Платная подписка — лучше всего байтить (провоцировать на совершение какого-либо действия. — Прим. МН) зрителей не на донаты, а на подписку. Twitch каждый месяц выплачивает стримерам зарплату, которая формируется из партнерской рекламы, сообщений Cheer и платной подписки — большую часть зарплаты составляют именно подписки. Сейчас подписка стоит 500 рублей, и я получаю 75% от этой суммы (раньше получал 50%, но мы переподписали с Twitch контракт). Самая прикольная фигня в том, что многие подписчики держат свои стрики и каждый месяц переподписываются на твой канал — переподпись дает прогресс твоему значку, который находится рядом с ником. Я сам держу стрики на 20 каналах, и каждый месяц с моего кошелька списывается кругленькая сумма. Сколько человек платно подписано на меня? Человек 850.
- Рекламные контракты. Зачастую всевозможные фирмы предлагают помещать рекламу их бренда на экране во время стрима, а разработчики игр — играть в их новинки за деньги… Если честно, то моя почта завалена всякого рода предложениями, и я не всегда даже знаю, что на их предложения отвечать… По-хорошему надо бы разобраться в них.
- Игра в онлайн-казино — это та вещь, которую часто предлагают стримерам, но я никогда не буду в нее играть и рекламировать. Я всегда суперотрицательно относился к онлайн-казино, так как понимаю, что в этом месте ты можешь проиграть все свои деньги или даже больше — начнешь продавать свои вещи, как какой-то наркоман. Если ты хочешь все-таки сыграть в казино, то выдели сумму, с которой готов попрощаться, и весело спусти ее.
Как стримеры сотрудничают с онлайн-казино? Владелец казино тебе кидает на счет сумму, например 15 000 или 30 000 рублей, и ты играешь на эти деньги у себя на стриме. Понятно, что стример особенно не переживает во время такой игры — ему-то эти деньги кинули на счет, и он ничего не теряет. А какой-нибудь зритель во время просмотра такого стрима может вдохновиться и подумать, что ему может повезти, а потом спустит все свои деньги. Разве оно того стоит?
Как и обещал, подробнее расскажу о донатах. Есть несколько вариантов, к которым прибегают стримеры, чтобы им все-таки прилетали донаты (но все равно не факт, что тебе что-то задонатят):
- Челленджи — запускается сбор средств, с помощью которого набираются деньги на что-то смешное для зрителя. Например, надеть смешную шляпу на час, сидеть с высунутым языком и т.д.
- Донат-гол на необходимую вещь. Стример объявляет сборы на необходимую ему вещь — рисуется шкала на определенную сумму, которая с каждым донатом понемногу заполняется. В январе прошлого года я сам делал донат-гол на новый компьютер, так как старый уже новые игры не тянул. Сумму собрали (правда, не за стрим и не за два), компьютер купил и больше донат-гол не ставил.
- Стрим-аукцион — данный формат я придумал после просмотра стрима американца Sodapoppin и, после его обкатки Сегалом, ввел на свой канал полтора года назад. Как вдохновился на него? Однажды я увидел стрим Sodapoppin, который «играет» в WoW (на самом деле это была имитация на игру — там проигрывалось видео с игрой, но это не важно) и смотрит видосы за деньги. То есть ему люди присылают донат в $3, в который вставляют ссылку на видео. Получается, чел играет в WoW, а видео автоматически проигрываются на стриме. Я решил сделать что-то подобное на российском сегменте — богатые донатеры у меня есть, и их очень много, но до этого у них особо не было стимула мне донатить. Ну сидишь ты, просто играешь… И что? Да, могут кинуть 5000 рублей и написать: «Спасибо за стрим», — но не более.
В итоге я стал думать над новым форматом и додумался до аукционов на игры, в которые топ-донатер хочет, чтобы я поиграл. Дальше происходит битва донатеров: игр заказано много, но сыграю я лишь в ту, на которую больше задонатят (ставки, конечно, можно перебивать). Назвал я это «Продажной пятницей» и стал проводить это мероприятие, как ни странно, только по пятницам. Делается это именно для людей, которые хотят швырять деньги в монитор. Если ты обычный человек со средним достатком, то я советую лучше не участвовать в этом. Это развлечение для «шейхов» (так стримеры называют топ-донатеров. — Прим. МН), и твою ставку они легко могут перебить.
Звучит как что-то крутое, но морально это серьезно выматывает. Во время ставок ты стараешься быть бодрее и что-то говорить, говорить, говорить… Потом смотришь, что выпало, качаешь эту игру, играешь полтора часа, а потом переходишь к следующему лоту. В конце дня ты падаешь на диван без эмоций и сил.
P.S. Я советую не рассчитывать на донаты. Не факт, что тебе на что-то из вышеперечисленного будут кидать деньги, но сидеть и требовать их от зрителей не стоит. Никто тебе ничем не обязан.
Бан на Twitch
Бан на Twitch можно получить за просмотр какого-нибудь видео, где происходит что-то не очень хорошее: бьют детей, проскакивает обнаженка или порно. Какой-нибудь шутник скинет тебе такое видео в чат, ты случайно откроешь и вскоре будешь забанен. Один раз я попался на подобное: открыл видео, в котором мультяшная женщина делает минет, но бан не получил, так как никто из зрителей не кинул репорт (жалоба техподдержке Twitch. — Прим. МН). Вообще, на стриме ты можешь что угодно делать — главное, чтобы о твоих проделках не узнала команда поддержки Twitch. Если тебя смотрят 100+ человек, то обязательно найдется хоть один человек, который кинет эту жалобу, поэтому лучше не рисковать и следовать правилам сайта.
Почему нельзя смотреть только видео с YouTube и тем самым обезопасить себя от недопустимого на Twitch контента? Дело в том, что на YouTube полно роликов, которые непонятно по каким причинам там до сих хранятся: шугаринг вагины, отбеливание ануса, отрезание голов, не говоря уж о видео, где бьют детей. Тебе за такой контент кинут репорт, и ты получишь бан: на день, на неделю или на месяц, а в случае рецидива — навсегда.
Стриминг — это надолго?
Стриминг-то надолго, а вот надолго ли я в стриминге — не факт. Сейчас приходит множество новых рекламодателей, начинают стримить медийные личности (например, обладатель самой длинной серии защит титула UFC Деметриус Джонсон и рэпер Снуп Догг. — Прим. МН), а стример Ninja все бьет и бьет рекорды по количеству людей на своих стримах. Стримы людям интересны, и, возможно, за ними стоит будущее. А вот сказать, насколько долго буду интересен людям я, — не могу. Я живу сегодняшним днем и стараюсь не заглядывать далеко вперед.
Источник: mhealth.ru